|
|
|
|
Нормативные документы |
|
|
|
|
|
|
Об утверждении Положения о мониторинге нормативных правовых актов муниципального образования Билибинский муниципальный район |
|
|
|
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БИЛИБИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 30 июня 2016 года № 447 г. Билибино
Об утверждении Положения о мониторинге нормативных правовых актов муниципального образования Билибинский муниципальный район
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года № 694 «Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации», руководствуясь Уставом муниципального образования Билибинский муниципальный район, Администрация муниципального образования Билибинский муниципальный район ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Положение о мониторинге нормативных правовых актов муниципального образования Билибинский муниципальный район 2. Заместителю руководителя Аппарата - начальнику отдела организационной и кадровой работы Аппарата Администрации Бондаренко Т.С. обеспечить ознакомление руководителей структурных подразделений Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район с Положением, утверждённым пунктом 1 настоящего постановления. 3. Опубликовать настоящее постановление в Информационном вестнике Билибинского муниципального района и разместить на официальном сайте муниципального образования Билибинский муниципальный район. 4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава Администрации А.А. Зобов УТВЕРЖДЕНО Постановлением Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район от 30 июня 2016 года № 447
ПОЛОЖЕНИЕ о мониторинге нормативных правовых актов муниципального образования Билибинский муниципальный район Основные термины и понятия Мониторинг – деятельность по сбору и анализу информации о практике реализации действующих нормативных правовых актов исполнительных органов местного самоуправления муниципального образования Билибинский муниципальный район для выявления соответствия достигаемых при их применении результатов тем, которые планировались при их принятии, а также для устранения пробелов и недостатков правового регулирования, включая антикоррупционную экспертизу с целью выявления коррупциогенных факторов. Виды мониторинга – по объёму анализируемых нормативных правовых актов и по охватываемому периоду анализа практики применения мониторинг подразделяется на следующие виды: по объёму анализируемых нормативных правовых актов - Мониторинг отдельно взятого нормативного правового акта; - Мониторинг ряда нормативных правовых актов, комплексно регулирующих отдельную сферу общественных отношений; - Мониторинг системы нормативных правовых актов, образующих правовой институт по предметам ведения органа местного самоуправления, либо по предметам совместного ведения Российской Федерации, Чукотского автономного округа и органа местного самоуправления. по охватываемому периоду анализа практики применения нормативных правовых актов - текущий Мониторинг, с установленной периодичностью проведения; - оперативный целевой Мониторинг. Организатор мониторинга – подразделение Администрации, которое в соответствии с настоящим Положением осуществляет контролирующие функции и действия по сбору и обобщению информационных материалов Исполнителей мониторинга. Исполнитель мониторинга – структурное подразделение, уполномоченное должностное лицо структурного подразделения, осуществляющее деятельность по проведению Мониторинга. Администрация – Администрация муниципального образования Билибинский муниципальный район, Глава муниципального образования Билибинский муниципальный район. Нормативный правовой акт – нормативный правовой акт Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район, Главы муниципального образования Билибинский муниципальный район. Заключение – аналитическая информация по результатам Мониторинга, содержащая рекомендации по приведению действующего нормативного правового акта в соответствие с требованиями действующего законодательства, либо в случае необходимости отмены такого нормативного правового акта.
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года № 694 «Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации», Уставом муниципального образования Билибинский муниципальный район для установления соответствия действующих нормативных правовых актов Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район действующему законодательству, обеспечения верховенства действия Конституции Российской Федерации и устанавливает цель, задачи и порядок проведения Мониторинга.
II. Цель и задачи Мониторинга
2. Целью Мониторинга является создание правовой основы для повышения качества принимаемых нормативных правовых актов, улучшение качества управленческих процессов и выявление коррупциогенных факторов в деятельности Администрации.
III. Критерии оценки нормативных правовых актов
3. В целях проведения Мониторинга применяются критерии, указанные в пунктах 3.1 – 3.9 настоящего Положения. 3.1. Наличие в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов, устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общего правила, таких как: а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределённость сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц); б) определение компетенции по формуле «вправе» - диспозитивное установление возможности совершения органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций; в) выборочное изменение объёма прав – возможность необоснованного установления исключений из общего правила для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц); г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию нормативных правовых актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт; д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции – нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов; е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий – установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона; ё) отсутствие и неполнота административных процедур – отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определённых действий либо одного из элементов такого порядка; ж) отказ от конкурсных (аукционных) процедур – закрепление административного порядка предоставления права (блага); з) нормативные коллизии – противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае. 3.2. Наличие в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов, содержащих неопределённые, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям таких как: а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределённых, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям; б) злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) – отсутствие чёткой регламентации прав граждан и организаций; в) юридико-лингвистическая неопределённость – употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера. 3.3. Наличие факторов влекущих несоблюдение гарантированных прав и законных интересов человека и гражданина. 3.4. Наличие факторов, указывающих на неполноту в правовом регулировании общественных отношений. 3.5. Наличие факторов, указывающих на коллизии норм права. 3.6. Наличие ошибок юридико-технического характера. 3.7. Наличие (отсутствие) единообразной практики применения нормативных правовых актов; 3.8. Наличие вступивших в законную силу судебных актов об удовлетворении (отказе в удовлетворении) требований заявителей в связи с отношениями, урегулированными нормативным правовым актом, и основания их принятия. 3.9. Наличие фактов вступления в законную силу изменений в законодательство Российской Федерации, требующих приведения в соответствие с ними нормативных правовых актов Администрации.
IV. Методы и порядок проведения
4.1. Основными методами Мониторинга являются: а) анализ действующих федеральных законов; законов Чукотского автономного округа и иных правовых актов; б) наблюдение за ходом правотворческой деятельности и практикой исполнения нормативных правовых актов; в) анализ актов прокурорского реагирования (иных надзорных органов); заключений органов юстиции; судебных актов; актов подготовленных иными участниками правотворческого процесса (общественные организации и др.); г) иные методы, позволяющие получить информацию о качестве нормативного правового акта. 4.2. Исполнителями Мониторинга являются структурные подразделения и уполномоченные ими должностные лица Администрации в соответствии с направлениями деятельности: а) Аппарат Администрации; б) Управление промышленной и сельскохозяйственной политики; в) Управление социальной политики; г) Управление финансов, экономики и имущественных отношений. 4.3. Организатором проведения Мониторинга является правовой отдел Администрации. 4.4. Исполнитель ежегодно, в срок до 10 февраля готовит и направляет Организатору план проведения Мониторинга на текущий год (приложение № 1 к настоящему Положению). 4.5. После утверждения Организатором плана, указанного в пункте 4.4. Исполнитель приступает к осуществлению на постоянной основе текущего Мониторинга системы нормативных правовых актов, образующих правовой институт по предметам ведения органа местного самоуправления, либо по предметам совместного ведения Российской Федерации, Чукотского автономного округа и органа местного самоуправления по направлению деятельности. 4.6. В случае обнаружения критериев, указанных в разделе III настоящего Положения Исполнитель готовит отдельное заключение (приложение № 3 к настоящему Положению) по каждому такому нормативному правовому акту, либо общее заключение по ряду нормативных правовых актов, объединённых одной тематикой. 4.7. Ежегодно, в срок до 1 марта года, следующего за отчётным, Исполнители представляют Организатору информацию о результатах Мониторинга (приложение № 2 к настоящему Положению) 4.8. Организатор в срок не позднее 25 марта года, следующего за отчётным обобщает полученную от Исполнителей информацию и готовит итоговую информацию по результатам Мониторинга (приложение № 2 к настоящему Положению). 4.9. Основанием для проведения оперативного целевого Мониторинга являются поступление в Администрацию актов прокурорского реагирования; заключения иных надзорных органов; заключений органов юстиции; судебных актов; актов подготовленных иными участниками правотворческого процесса (общественные организации, представительные органы и др.); обращения граждан, юридических лиц и др. 4.10. В случаях наступления оснований, предусмотренных пунктом 4.9. настоящего Положения оперативный целевой Мониторинг проводится на основании Распоряжения Главы Администрации в котором определяется исполнитель (исполнители) и срок проведения. 4.11. В случаях наступления оснований, предусмотренных пунктом 4.9. настоящего Положения оперативный целевой Мониторинг проводится в срок не более 30 дней со дня наступления таких оснований. 4.12. Результаты оперативного целевого Мониторинга оформляются заключением.
V. Заключительные положения
5.1. В целях обеспечения всестороннего и полного Мониторинга могут создаваться межведомственные рабочие группы с привлечением различных субъектов правоприменительной практики. 5.2. Проведение Мониторинга может сопровождаться проведением «круглых столов», слушаний, конференций, семинаров и других мероприятий, направленных на исследование соответствующего вопроса. 5.3. В случае выявления в процессе Мониторинга необходимости совершенствования федеральных законов, законов Чукотского автономного округа иных подзаконных актов Администрация вправе направить соответствующие предложения в органы государственной и законодательной власти Чукотского автономного округа. 5.4. Информация о результатах Мониторинга, принятых мерах по его реализации размещается на официальном сайте Администрации и публикуется в «Информационном вестнике Билибинского района». 5.5. Результаты Мониторинга учитываются при планировании нормотворческой деятельности Администрации.
Приложение 1 к Положению о мониторинге нормативных правовых актов муниципального образования Билибинский муниципальный район
План мониторинга нормативных правовых актов за 20 ____год ________________________________________________________________________________________ (наименование структурного подразделения Администрации)
№ п\п Реквизиты, наименование нормативного правового акта либо группа нормативных правовых актов, мониторинг которых планируется осуществить Вид мониторинга Сроки проведения мониторинга Иные отметки Приложение 2 к Положению о мониторинге нормативных правовых актов муниципального образования Билибинский муниципальный район
Информация о результатах мониторинга нормативных правовых актов за 20__год
№ п\п
Реквизиты, наименование нормативного правового акта**** Структурное подразделение
Примечание**** Критерии нормативного правового акта* 1** 2 3 4 5 6 7 8 9 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 2.1 2.2 2.3 1. Отметка о соответствии (+,-) 2.
Отметка о соответствии (+,-) 3.
Отметка о соответствии (+,-) *- в случае наличия факторов, перечисленных в «**» ставим «+», в случае отсутствия – «-» **- 1. Наличие в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов, устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общего правила, таких как: 1.1 широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределённость сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц); 1.2 определение компетенции по формуле «вправе» - диспозитивное установление возможности совершения органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций; 1.3. выборочное изменение объёма прав – возможность необоснованного установления исключений из общего правила для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц); 1.4 чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию нормативных правовых актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт; 1.5 принятие нормативного правового акта за пределами компетенции – нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов; 1.6 заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий – установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона; 1.7 отсутствие и неполнота административных процедур – отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определённых действий либо одного из элементов такого порядка; 1.8 отказ от конкурсных (аукционных) процедур – закрепление административного порядка предоставления права (блага); 1.9 нормативные коллизии – противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае. 2. Наличие в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов, содержащих неопределённые, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям таких как: 2.1 наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределённых, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям; 2.2 злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) – отсутствие чёткой регламентации прав граждан и организаций; 2.3 юридико-лингвистическая неопределённость – употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера. 3. Наличие факторов влекущих несоблюдение гарантированных прав и законных интересов человека и гражданина. 4. Наличие факторов, указывающих на неполноту в правовом регулировании общественных отношений. 5. Наличие факторов, указывающих на коллизии норм права. 6. Наличие ошибок юридико-технического характера. 7. Наличие (отсутствие) единообразной практики применения нормативных правовых актов; 8. Наличие вступивших в законную силу судебных актов об удовлетворении (отказе в удовлетворении) требований заявителей в связи с отношениями, урегулированными нормативным правовым актом, и основания их принятия; 9. Наличие фактов вступления в законную силу изменений в законодательство Российской Федерации, требующих приведения в соответствие с ними нормативных правовых актов Администрации.
***- графа «Примечание» заполняется при наличии хотя бы одного «+» **** - указываются реквизиты нормативного правового акта: наименование вида правового акта; наименование органа местного самоуправления, принявшего правовой акт; дата; номер; заголовок правового акта Приложение 3 к Положению о мониторинге нормативных правовых актов муниципального образования Билибинский муниципальный район
ЗАКЛЮЧЕНИЕ по результатам проведения мониторинга нормативного правового акта
«___» _____________ 20 ___г. г. Билибино (дата составления заключения) I. Вводная часть Настоящее заключение подготовлено по результатам проведения мониторинга нормативного правового акта ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (реквизиты нормативного правового акта: наименование вида правового акта; наименование органа местного самоуправления, принявшего правовой акт; дата; номер; заголовок правового акта) Исполнитель мониторинга нормативного правового акта
(наименование органа местного самоуправления) Мониторинг проведен ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Ф.И.О., должность, телефон ответственного исполнителя (ответственных исполнителей) мониторинга) II. Описательная часть В представленном нормативном правовом акте выявлены (не выявлены) следующие противоречия и недостатки: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (в случае выявления противоречий и недостатков делается их описание со ссылками на нормативные правовые акты) Антикоррупционная экспертиза проведена, коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, в правовом акте выявлены (не выявлены).____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (в случае выявления коррупциогенных факторов делается их описание согласно Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»)
III. Выводы и рекомендации
Представленный нормативный правовой акт ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (реквизиты нормативного правового акта: наименование вида правового акта; наименование органа местного самоуправления, принявшего правовой акт; дата принятия; номер; заголовок правового акта) содержит (не содержит) противоречия (противоречий) действующему законодательству, недостатки, коррупциогенные факторы. В целях устранения выявленных противоречий, недостатков, коррупциогенных факторов_________________________________________________________________________________________________________________________________ (кратко описываются противоречия, недостатки, повторяются наименования коррупциогенных факторов либо делается ссылка на описательную часть заключения: «указанных в описательной части настоящего заключения»)
Предлагается (рекомендуется):________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (указываются предложения, рекомендации о возможности устранения противоречий, недостатков, коррупциогенных факторов: исключение нормы из текста муниципального правового акта, изложение его в другой редакции, внесение иных изменений в текст рассматриваемого муниципального правового акта либо в иной муниципальный правовой акт, отмена (признание утратившим силу) или иной способ) Приложение: на ________л. _______________________________ _________________ _______________________________ (наименование должности (подпись) (фамилия, инициалы) ответственного исполнителя мониторинга
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|