Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребление доверием.
Данное преступление предусмотрено статьей 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, наказание за него наступает, в том числе и в виде лишения свободы.
На территории Билибинского района участились случаи мошенничеств, совершенных с помощью телефонов и банковских карт.
За 6 месяцев 2020 года в отношении граждан совершено 5 мошенничеств (АППГ-1).
В качестве примера следует привести уголовное дело № 12001770002000014, возбужденное ОД МО МВД России «Билибинский» 31.2020 по факту совершения неустановленным лицом мошеннических действий в отношении жителя г. Билибино, в результате которых ему причине ущерб в размере 29 600 рублей.
В ходе расследования уголовного дела установлено, что в период с 17 26.12.2019 неустановленное лицо, находясь в неустановленном месте, введя в заблуждение жителя г. Билибино относительно поставки товара из центральной части России, посредством перечисления с терминала ПАО «Сбербанк России», похитило денежные средства в сумме 29 600 рублей.
В ходе расследования дела личность лица совершившего преступление установлена (данные не раскрываются в интересах следствия), проживающего в ЦРС.
В настоящее время причастность виновного лица проверяется по другим аналогичным преступлениям, принимаются меры к завершению расследования и направления уголовного дела в суд.
Отмечена тенденция к росту преступлений, совершенных путем хищения средств со счетов банковских карт. Зачастую держатели банковских карт самостоятельно их передают лицам, сообщая при этом секретный код к доступу карты для приобретения тех или иных товаров, однако виновные лица злоупотребляют доверием и похищают средства со счетов.
На территории Билибинского района за 6 месяце 2020 года совершено 7 (АППГ-1) преступлений связанных с неправомерным списанием средств с банковских карт, в том числе с использованием банковских карт путем снятия денежных средств - 2 (АППГ-0).
Так, в настоящее время применяются новые способы завладения денежными средствами граждан, совершаемые мошенниками с использованием телекоммуникационных технологий:
- Клиенту звонят с мобильного телефона, представляются сотрудниками безопасности Сбербанка, сообщают, что в данный момент с карты клиента производится перевод (называют фамилию, имя и первую букву отчества (хотя в онлайне отражается имя, отчество и первая буква фамилии, поэтому звонивший не может знать фамилии!!!), уточняют совершает ли клиент в данный момент эту операцию..., соответственно клиент отрицает, тогда «сотрудник» просит назвать код из смс для «отмены» операции. Клиент нервничает, называет все пароли, коды безопасности, номер карты, для «приостановки» операции, тем самым давая возможность мошенникам попасть в свой личный кабинет и провести все операции по хищению средств по средством перечисления на банк Тинькофф... перед завершением разговора «сотрудник» (он же «мошенник») сообщает клиенту, что необходимо позвонить на номер 900 и карту перевыпустить.
- Пожилым вкладчикам звонят, также представляясь сотрудником безопасности, сообщают, что мошенникам стало известно о наличии вклада в Сбербанке и существует угроза хищения средств. Предлагают немедленно закрыть вклад и деньги через банкомат перевести на номер блокированного счета, для сохранности до выяснения обстоятельств разглашения тайны. Остерегают, не общаться с сотрудниками банка, ничего им не говорить, т.к. данный «сотрудник» в настоящее время уже работает в указанном офисе.
- В данный момент в Сбербанке появился новый продукт - брокерский счет, не всем клиентам о нем известно (как работать с ним, как инвестировать), поэтому мошенники звонят, представляясь клиентскими менеджерами банка, консультируют по продукту, предлагая клиенту в онлайне открыть бесплатный счет с повышенным доходом, перевести на него деньги и в процессе «консультации» выясняют у клиента всю необходимую информацию для дальнейших мошеннических действий с целью хищения средств, при этом клиент сам переводит свои деньги на счета мошенников.
- Недавний кейс: сотруднику одной из торговых точек позвонила на корпоративный мобильный телефон женщина и представились гендиректором торговой сети, уточнила имя продавца, сказала срочно взять всю выручку из кассы магазина и пополнить свою карту, с которой через онлайн переведи на номера продиктованных карт, в связи с тем, что планируется реклама магазина для раскрутки торговой точки. В категоричной форме сообщив продавцу о необходимости перевести всю сумму незамедлительно, так как сроки уходят и в случае срыва сделки с рекламодателем, ответственность будет на продавце, если та не успеет перевести деньги. Также продавцу звонившая сказала о необходимости сохранить все чеки о переводе, поскольку их нужно будет приложить к счету-фактуре, когда привезут документы. О мошенничестве узнали, когда перевели на счета мошенников средства. Все операции клиент подтвердил через службу поддержки, будучи уверенным, что звонок был от вышестоящего руководителя.
Способов мошенничеств много, они постоянно изменяются и совершенствуются, только внимательность может уберечь любого гражданина от посягательства на его материальные ценности, не следует незамедлительно выполнять требования, изложенные в сообщениях, в таких случаях следует обратиться (позвонить) в официальное учреждение ПАО «Сбербанка России», проконсультироваться в правоохранительных органах или позвонить родственникам.
|